Одним из важнейших механизмов оценки и развития профессионализма педагогических работников является аттестация.
Профессиональная квалификация является интегральным образованием, включающим в себя профессиональный опыт, мотивацию, личностные качества и другие профессиональные характеристики. Она непосредственно влияет на качество и результативность деятельности работника, обеспечивает готовность и способность выполнения различных профессиональных задач.
Основными задачами аттестации являются:
-стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
-определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
-повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
-выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
-учёт требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
-обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.
Квалификационные категории (первая/высшая) предполагают, прежде всего, дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных (функциональных) задач, стоящих перед работником.
Таким образом, можно сказать, что аттестация имеет два ключевых назначения:
- Оценка уровня квалификации педагога на основе всестороннего анализа его профессиональной деятельности в целях установления квалификационной категории (первой или высшей).
- Стимулирование целенаправленного повышения уровня квалификации педагогических работников, повышение эффективности и качества педагогического труда.